Седунова Наталья Анатольевна
Занимаемая должность: учитель-логопед
Уровень образования: высшее, ГОУВПО «МГПУ», учитель-логопед, учитель-олигофренопедагог.
Учёная степень: отсутствует
Учёное звание: отсутствует
Сведения о повышении квалификации: дистанционные курсы:
- 04.2020-15.04.2020 г. (72 часа) «Организация образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», 30.01.2020
- 03.2020 г. (72 часа) «Обучение педагогических работников первой доврачебной помощи».
Общий стаж: с 03.10.1991 г.
Стаж работы по специальности: с 01.09.2014 г.
Дисциплины: Индивидуальные коррекционные логопедические занятия.
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребёнка с особыми образовательными потребностями. Нарушения речи у детей нашей школы носят системный характер, т.е. затрагивают фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, а также смысловую сторону речевой деятельности.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно проведена диагностика речевых нарушений.
Обследование уровня развития речи детей в нашей школе провожу по разработанной мной адаптированной методике «Обследование сформированности речи обучающихся в школе VIII вида». За основу данной методики взята «Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников» Фотековой Т.А., так как данная методика особенно продуктивна в работе с детьми с системной речевой патологией (СНР) и «Методика психолингвического исследования нарушений устной речи у детей» Лалаевой Р.И.
Методика разделена на 4 раздела: исследование неречевых психических функций, исследование моторики, исследование речевых функций, исследование письменной речи.
Сроки проведения мониторинга:
Сентябрь - первичное обследование с целью постановки (уточнения) логопедического диагноза;
Май - обследование с целью выявления динамики развития, оценки достигнутых результатов.
Результаты логопедического обследования заносятся в индивидуальные речевые карты, заполняется речевой профиль и составляется мониторинг речевого развития.
В конце каждого учебного года проводится мониторинг сформированности речевых функций обучающихся, где наглядно прослеживается динамика развития речи.
Так же по истечении 3-х лет проводится обобщающий мониторинг сформированности речевых функций обучающихся за этот период. В данном мониторинге чётко прослеживается динамика развития речи за 3 года. Все данные отражаются в диаграмме «Мониторинг сформированности речевых функций».
В своей работе использую разработанную мною программу коррекционного курса «Логопедические занятия».
Программа имеет 2 блока:
- «Рабочая программа логопедических занятий для учащихся 1-4 классов» (срок реализации - 4 года);
- «Рабочая программа логопедических занятий 5-7 класс» (срок реализации - 3 года).
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» имеет своей целью коррекцию дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
В нашей школе-интернат функционирует класс, где обучаются дети со сложной структурой нарушений. Чтобы работать с такими детьми я познакомилась с опытом работы педагогов других школ, изучила программно-методические материалы под редакцией И.М. Бгажноковой, методический сборник Штягиновой Е.А. «Альтернативная коммуникация» и другую специальную литературу, а также прошла дистанционное обучение по программе «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС по предметной области «Коррекционная педагогика».
В соответствии с учебным планом для детей c ТМНР реализовывалась образовательная область в разделе «Коррекционные курсы» по программе коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» со сроком реализации 5 лет.
Тяжелые и множественные нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У большинства детей с ТМНР вербальная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими либо затруднено, либо невозможно. В этой связи при формировании у детей навыков коммуникации необходимы направленные педагогические меры на развитие сохранных речевых возможностей, обучение использованию поддерживающих средств общения.
Цель коррекционного курса: подбор и освоение средств альтернативной коммуникации.
У детей с РАС наблюдается специфическое нарушение или недоразвитие коммуникативной функции речи, что выражается в отсутствии потребности к общению и взаимодействию, также отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Поэтому мною была разработана рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с РАС (вариант 8.3)
Цели программы:
Развитие и коррекция речи ребёнка с расстройствами аутистического спектра в соответствии с его возможностями;
Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
Максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
Повышение речевой активности ребенка в процессе общения.
Все программы разработаны с учётом психических особенностей и возможностей учащихся.